ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В МОСКВЕ И ОБЛАСТИ С ГАРАНТИЕЙ
Переселение из аварийного жилья
+7 (495) 76-00-959   +7 (965)333-22-90
Юридическая помощь в Москве Мирослав
Юридическая помощь в Москве Мирослав 1




БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7(495)76-00-959

Переселение из аварийного жилья

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Переселение из аварийного жилья - основные понятия.
2. Переселение граждан из аварийного жилья.
3. Переселение из аварийного жилья- судебная практика.


переселение из аварийного жилья

 

1. Переселение из аварийного жилья - основные понятия.

       Итак, распространенным и острым вопросом для современной России в сфере жилищного обеспечения граждан страны, а также создания новых и современных условий для проживания в многоквартирных домах является вопрос переселения граждан из аварийного жилья в новое, благоустроенное, комфортное и безопасное жилье.
     Не редкими являются случаи проживания граждан в аварийном жилье длительное время без обеспечения их необходимым, соответствующим всем требованиями законодательства РФ, жильем. Не принятие своевременных и исчерпывающих мер в этом направлении со стороны государственных органов ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, которые проживают в аварийных, разваливающихся жилых домах.
Действующими нормами закона предусмотрены основания, наличие которых способствуют признанию жилища непригодным для проживания в нем. Такие основания выявляются комиссиями, созданными местными органами власти, в каждом субъекте РФ.
       Главным основанием отнесения жилья к аварийному является присутствие вредных (опасных) факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан, которые, в свою очередь, не позволяют безопасно проживать им в своих квартирах (Постановление Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г., п. 33 Положения). Имеются и другие основания аварийности жилья, к которым относятся:

  •   физический износ (ухудшение технических показателей помещений),
  •   не возможность соблюдения санитарных и гигиенических норм (нормативов), по причине ухудшения природных изменений окружающей среды и микроклиматических параметров жилого помещения.

Не возможность проживания граждан в аварийном жилье требует от властей принятие ряд не только юридических, организационных, технических и других согласований, но требует от них и финансовых затрат.

2. Переселение граждан из аварийного жилья.

      Организация и проведение переселения граждан из аварийного жилого фонда в безопасное и благоприятное жилье не всегда происходит своевременно и оперативно. Жильцам таких домов приходится годами добиваться от властей принятия действенных мер, «обивать пороги» чиновничьих кабинетов, сталкиваясь с абсолютным не желанием помогать. Исчерпав все возможности достучаться до властей, люди идут в суды, прокуратуры, а в последнее время надежной инстанцией для оказания помощи людям стал сам Президент РФ, который с особым вниманием и оперативностью решает вопросы переселения, указывая чиновникам на местах на недопустимость игнорирования таких ситуаций. Президент, конечно же, самый надежный человек во власти, но для обращения к нему необходимо выполнить ряд действий, в целях обеспечения реализации своего права на получение другого не аварийного жилья.
Для этого гражданам следует пройти несколько трудных, но необходимых шагов.

  1. Шаг №1. Обращение с заявлением (жалобой) в государственную жилищную инспекцию на аварийное состояние своего жилья.Жилинспекция – это орган осуществляющий надзор в сфере жилищного законодательства. К нему относится надзор за исполнением управляющими (обслуживающим) организациями норм Жилищного кодекса РФ, лицензионных требований, ряда нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере ЖКХ, соблюдением правил, норм и требований, предъявляемых к эксплуатации, содержанию и проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда многоквартирных домов. Порядок осуществления государственного жилищного надзора предусмотрен ст. 20 ЖК РФ.Управление многоквартирными домами осуществляется способами предусмотренными нормами ЖК РФ. Порядок, способ и иные важные вопросы решаются самими собственниками многоквартирных домов, далее - МКД на общих собраниях. Инициировать (поставить) вопрос об обращении в государственные органы о признании жилья аварийным могут собственники конкретного МКД на общем сходе.
  2. Шаг №2. Обращение с необходимыми документами в межведомственную комиссию для проведения оценки состояния жилья.Признание жилья (дома) не соответствующим санитарным, гигиеническим, противопожарным, строительным нормам, а также иным требованиям предъявляем для пригодного проживания в нем, проведения оценки и обследования МКД на наличие оснований признания его аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) осуществляет созданная местными органами власти для этих целей межведомственная комиссия. Жилищная комиссия, после получения жалобы от собственников МКД о непригодном для проживания жилья состоянии и признании его аварийным, проводит проверку по данному факту и выносит свое заключение. Такое заключение, если в нем госжилинспекция усмотрела основания аварийности жилья, направляет его в межведомственную комиссию для проведения ряда обследований и оценок по вопросу пригодности или непригодности жилья для проживания.

В орган жилищного надзора собственники должны представить документы, которые лягут в основу признания их жилья аварийным. К ним, в частности относятся:

  •  заявление собственников (собственника) помещений МКД о признании их аварийными (непригодными для проживания), в том числе и в целом по дому,
  •  копии документов о собственности (правоустанавливающие) на жилые помещения в МКД.

       Иногда собственники обращаются с заявлением непосредственно в межведомственную комиссию с характерным для них вопросом. В этом случае, поскольку заключение госжилинспекции у них будет отсутствовать, они помимо заявления должны представить экспертное заключение специализированной организации о состоянии их жилища (дома). Как и иные документы, заявление с приложенным заключением могут предоставляться в государственные органы как непосредственно (лично), либо посредством своих представителей.
Так же эти документы можно направить заказной корреспонденцией (письмом) с отметкой о вручении. Актуальным и достаточно доступным способом обращения в государственные органы за получением услуг в настоящее время стало использование единого (регионального) портала государственных и муниципальных услуг, а также обращения в отделения многофункциональных центров, которые имеются в каждом муниципальном образовании.
       В некоторых случаях, собственники МКД обращаются за признанием их жилья непригодным (аварийным) для постоянного проживания в соответствующий орган местного самоуправления (администрацию города, района). В этом случае, по результатам рассмотрения такого обращения, администрация самостоятельно направляет соответствующие документы в межведомственную комиссию для проведения необходимой работы. При этом администрация обязана уведомить об этом заинтересованных лиц (жильцов аварийного жилья).
В состав комиссии как правила входят:

  •   местная органы власти (администрация);
  •   редставители управления архитектуры и градостроительства;
  •   депутаты законодательного собрания;
  •   надзорные органы (например: ГЖИ);
  •   МЧС;
  •   Роспотребнадзор;
  •   БТИ;
  •   председатели обслуживающих жилой дом организаций, в том числе ТСЖ.

      Данная комиссия должна рассмотреть полученное заявление и приложенные документы к нему от собственников МКД, поступившее от госжилинспекции письменное обращение с актом обследования жилья, письменное поручение (распоряжение) от администрации в течение месяца от даты принятия обращения или заключения, выданного госорганом контроля. Комиссия принимает решение по окончании проведения проверки в отношении аварийного жилья, которое оформляется соответствующим заключением.
Орган власти (администрация) на основании выданного комиссией заключения в течение одного месяца с момента его получения готовит соответствующее распоряжение, в котором указывается данные по аварийному дому, сроки и порядок переселения жителей МКД.

3. Переселение из аварийного жилья- судебная практика.

      Любое решение государственных органов, в том числе и по непринятию решения о переселении граждан из непригодного для проживания жилья, может быть оспорено в судебном порядке заинтересованными жителями дома.
       Прокуратура при получении от граждан жалобы на действия (без действия) органов власти может выступить в защиту их нарушенных прав и законных интересов, в том числе и в судебном порядке. Порядок обжалования действия (без действия) органов власти предусмотрен, в частности, ст. 218 КАС РФ.
      Договор (соглашение) об изъятии жилых помещений из собственности граждан, а также их владения оформляется между переселяющимися лицами и уполномоченным государственным или муниципальным органом.
С учетом оснований выселения и прав на жилое помещение, существующих до принятия органами власти решение о признании жилья аварийным, заключается: договор или соглашение с собственником или нанимателем жилья.

  1. Оформление договора социального найма. Если изыматься должно жилье, в котором гражданин проживает в нем на основании оформленного социального найма, и которое в установленном законом порядке признано аварийным, то такой гражданин обладает правом получить благоустроенное, отвечающее требованиям санитарной и противопожарной безопасности жилье по договору социального найма.При предоставлении нового жилья, его наниматель имеет право получить его в количестве квадратных метров, не менее чем он имел до фактического переселения из аварийного жилья. Следуя правилам ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилая площадь по договору социального найма должно соответствовать всем требованиям благоустройства и находится в административных границах того населенного пункта, где находилось прежнее (аварийное) жилье, и соответствовало климатическим условиям этой же местности.При выделении жилья по переселению не берется во внимание наличие или отсутствие у нанимателя или его членов семьи в собственности, или ином праве другого жилья. Такую позицию озвучил Президиум ВС РФ в обзоре судебной практики от 29.04.2012 г. При не желании нанимателя или проживающих с ним его членов семьи выехать из переселяемого (аварийного) жилья в предлагаемое органами власти, то последний может обратиться в суд о понуждении нанимателя (членов семьи) совершить действия направленные на выполнения решения о переселении.
  2. Правовые отношения граждан с органами власти при переселении. Обязательства по передачи жилого помещения в собственность (договор мены) или об изъятии аварийной недвижимости для государственных или муниципальных нужд заключается с собственником в зависимости от оснований переселения. В случае, когда МКД не вошел в муниципальную (региональную) программу по переселению жильцов из аварийного жилья (жилищного фонда), то этот житель получит лишь некоторое возмещение цены изъятой недвижимости. При этом если такой гражданин пожелает получить иное жилье в обмен на изъятое, то только при достижении соответствующего соглашения с органами власти о зачете стоимости (цены) возмещения за прежнее (изъятое) жилье. Такое правило закреплено в ст. 32 ЖК РФ, и в Обзоре судебной практики (Постановление Пленума ВС РФ № 14 от 02.07.2009 г.).

Если же наоборот, МКД внесен в соответствующую программу по переселению граждан из аварийного жилья (жилого фонда), то он может (вправе) получить аналогичное жилое помещение, которое ему предоставит госорган власти, либо получить соответствующее возмещение цены изъятого. Право выбора, в последнем случае, остается за самим собственником. Такое право предусмотрено ст. 2, 16 Закона №185 – ФЗ от 21.07.2007 г., а также в Постановлении Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 г.
         Определение размера (стоимости) возмещения, в случае изъятия аварийной недвижимости.
В соответствие со ст. 32 ЖК РФ цена (стоимость) возмещения, рассчитываемого взамен, изымаемого жилья устанавливается соглашением между собственником и органом власти.
В структуру возмещения входит:

  •  рыночная цена жилья на момент его изъятия,
  •  рыночная цена доли собственника в общей долевой собственности МКД,
  •  убытки, понесенные (причиненные) собственником, в процессе его изъятия,
  •  размер упущенной выгоды,
  • компенсация за не произведенный капитальный ремонт имущества, принадлежащего собственнику.

       Основание для формирования структуры возмещения, полагающегося собственнику, в результате изъятия у него жилой площади определено в ст. 32 ЖК РФ, и закреплено правоприменительной практикой отмеченной в разделе 2 Обзора судебной практики, уже неоднократно упомянутого Постановления Пленума ВС РФ № 14 от 02.07.2009 г.
Если собственник, по какому-либо основанию откажется от подписания соглашения об изъятии его жилого помещения для целей определенных государственными или муниципальными органами, а также не будет согласен с размером (ценой, стоимостью) возмещения, в том числе с предложенным жильем, то орган власти может воспользоваться своим правом обратиться в суд с иском об изъятии такого жилья в принудительном порядке.
Также, соответственно, собственник имеет право по тем же основаниям и причинам обратиться с иском к органам власти, оспаривая их решения, или действии, в том числе и суммы возмещения. В любом случае изъятие помещение, в том числе и в принудительном порядке, затруднительно без заранее согласованного и равнозначного возмещения.
За правообладателем, у которого осуществляется изъятие жилья, остается законное основание пользования им в течение еще полгода, после фактического получения им соответствующего возмещения, при условии, что у него не имеется иного жилья, т.е. изъятое жилье является его единственным для проживания. Соглашением, предусматривающим условия изъятия жилья у собственника, может предусматриваться и иные правила по возмещению, и сроки освобождения аварийного помещения.
       Таким образом, переселение из аварийного жилья имеет ряд особенностей, много сложных и длительных процедур от обращений, проведения осмотров, заключений всякого рода, разрешений до фактического получения нового (равноценного) жилого помещения или, в предусмотренных законом случаях, равноценного возмещения, удовлетворяющего затраты понесенные собственником в результате приобретения своего жилья.

 

 

Остались вопросы?
Нужна юридическая консультация?


+7 (495) 76-00-959
+7 (965) 333-22-90

Позвоните и мы поможем Вам!


Консультация юриста по жилищным вопросам поможет Вам решить Ваши проблемы.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

QR ВИЗИТКА

Мы в соц. сетях

 

Цены на юридические услуги

Юридическая консультация от 1000 р.
Составление искового заявления от 2500 р.
Ведение дела в суде ( без участия клиента) от 18000 р.
Представление интересов в гос. органах ( без участия клиента) от 7000 р.
Возможна рассрочка платежа!  Уточняйте условия.

О наших ценах...

Вкратце о нашей работе

В офисе нашей компании Вы получите необходимую Вам квалифицированную юридическую помощьопытные юристы предоставят квалифицированную юридическую консультацию в интересующей Вас области права, помогут Вам составить исковое заявление для подачи в суд и Вы сможете заключить договор на представление Ваших интересах в судах любой инстанции.

- Квалифицированная помощь юриста для физических или юридических лиц;
- Составление исковых заявлений в суд, документов, ходатайств, частных жалоб и т.п.;
- Представительство в суде;
- Ведение судебных процессов по спорам в любой области права.


Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ст.437 ГК РФ.